Инвестиционный паспорт

Город Усть-Илимск отождествляется, прежде всего, с лесной промышленностью и гидроэнергетикой. Но сегодня, принимая во внимание стратегические задачи государства по развитию несырьевой экономики северных территорий, наряду с производственным потенциалом представляет интерес туристско-рекреационный потенциал территории города Усть-Илимска (и Усть-Илимского района).

Интересные факты из истории Приилимья
Илимская пашня – колыбель освоения Восточной Сибири
В современных условиях у Усть-Илимска, равно как и у других молодых городов, появляется потребность в расширении своего исторического пространства. Претендуя на статус города, история которого уходит корнями в XVII век, Усть-Илимск поднимает из глубины веков историю существующего до строительства ГЭС Илимского острога, попавшего в зону затопления при создании искусственного водохранилища, именуемого современными жителями Усть-Илимским морем, а также многочисленных селений, заложенных в Приилимье несколько веков назад.
Рождение Иркутской области начиналось с Илимского воеводства. Занимающее территорию, сравнимую с площадью современной Италии, свыше ста лет Илимское воеводство было наиболее заселенной частью Прибайкалья и всей Восточной Сибири. А Илимский острог (град Илимск, острог Илимской), являясь административным центром воеводства, выступал и как основной населенный пункт, встречающийся на пути при движении по Ленскому волоку – части грандиозного тракта от Урала до Охотского моря, миновать который было практически невозможно. Илимский острог по дате основания (1630) заложен чуть ранее, чем Братский и значительно раньше, чем Иркутский. И пусть даже Иркутск является сегодня столицей Приангарья, а не Илимск, ушедший под воду. Усть-Илимск по праву может «присвоить» себе элементы прошлых заслуг Илимского острога. В частности, хотя бы потому, что именно пребывая в «устье Илима», знаменитый мореплаватель Витус Беринг снабжал свою экспедицию продовольствием. И пусть в те времена не было Усть-Илимска, но селения Невон, Кеуль, Бадарминский и Карапчанский погосты (сейчас поселки Бадарма, Карапчанка) и другие были уже заложены, и именно их крестьянское население снабжало экспедиции.
Коренное население Приангарья на момент прихода сюда русских в XVI веке было представлено бурятами и тунгусами. По культурно-хозяйственным особенностям буряты представляют группу скотоводческо-земледельческих народов; тунгусы представляют группу малых народов Севера, занимающимися главным образом оленеводством, охотой и рыболовством. Взаимоотношения между русскими первопроходцами и аборигенами строились по-разному. Но в основном, на полиэтнической основе с непосредственным вовлечением коренного населения. И хотя окружающее иноязычное население постепенно русифицировалось, воспринимая многие элементы материальной культуры русских первопроходцев, а затем язык, письменность, религию, определенные «национальные корни» сохранились. Так, изолированные тайгой и горами жители Илимского воеводства сумели сохранить правильный северно-русский говор и много старинных слов. В то же время, в среде жителей Усть-Илимска и Усть-Илимского района употребление слов, имеющих тунгусское и бурятское происхождение. Этнические корни сохранились и в географических названиях селений и рек, имеющих прямое отношение району. В частности, название реки Илим по одному из предположений имеет тунгусское происхождение и переводится как «рыболовная сеть». Помимо взаимообогащения языка, между русским и коренным населением шел активный процесс обмена опытом определенных видов деятельности. Взаимодействие первых русских поселенцев и коренного населения послужило основанием для формирования особого социокультурного типа русского сибиряка, получившего название «старожил». А в Усть-Илимске и его близлежащих селениях по отношению к коренным жителям применяется «бурундук».
На образ местного жителя можно наложить и такие «отпечатки прошлого» как: свободолюбие, обусловленное, в частности тем фактом, что в Сибири не было разделения на деления населения на дворян и крепостных, лично несвободных крестьян (это повлияло на то, что в сибирских селениях не было сословной замкнутости и резкой разобщенности групп населения); грамотность (элементарные навыки чтения и письма даже у крестьянского населения), благодаря развитой системе церковных и монастырских школ в Илимском воеводстве; просвещенность, в частности политическая, обусловленная фактом пребывания в селениях Приилимья и Приангарья многочисленных ссыльных, представляющих категорию «политических преступников» (имена Илимского края – центральная фигура раскола Русской Православной Церкви протопоп Аввакум, участник и руководитель одного из крестьянских бунтов времен Петра I Галактион Феоктистов, декабрист П.А. Муханов и др.), которые в целом оказали благотворное влияние на формирование социокультурного пространства, общественно-политическое и социально-экономическое развитие Сибири и в том числе Иркутской области.
В 1792 году в сибирскую ссылку в Илимский острог попал знаменитый публицист и общественный деятель, российский революционный писатель Александр Николаевич Радищев, за написание книги «Путешествие из Петербурга в Москву». Из истории известен факт, что Радищеву разрешалось отлучаться из Илимска и, изучая Сибирь, он спускался в устье реки Илим до того места, где сегодня стоит Усть-Илимская ГЭС. В городе установлен памятник А.Н. Радищеву.

 

 

 

Усть-Илимск – город-герой эпохи КПСС
Вторую половину XX века справедливо считают временем господства и развития индустриальных обществ. Индустриальное освоение сибирской территории начинается в 1920-е годы, обозначившись, главным образом, в послевоенное время, когда широкое изучение и применение ее ресурсов становится частью общего плана реконструкции страны. Начало переменам в Среднем Приангарье, где в 1950-70-е годы возводился один из первых в Сибири – Братско-Усть-Илимский территориально-производственный комплекс, положили решения XIX и XX съездов КПСС. В их директивах, определявших задачи пятой и шестой пятилетки по развитию народного хозяйства СССР на 1951-1955, 1956-1960 годы, было предусмотрено планомерно вести работы по использованию энергетических ресурсов реки Ангары для развития на базе дешевой электроэнергии и местных источников сырья алюминиевой, химической, горнорудной и других отраслей промышленности. В 1956 году ЦК КПСС и Совет Министров СССР выступили с обращением, в котором указывалось: «Теперь у нас имеются все условия и средства для того, чтобы освоить восточные районы страны усиленными темпами, поставить их несметные богатства на службу народу, великому делу коммунистического строительства». Комсомольские организации получили распоряжение отобрать из среды комсомольцев и молодежи 400-500 тысяч человек для участия в «великом строительстве». Этот призыв положил начало массовому патриотическому движению молодежи за дальнейшее освоение природных ресурсов восточных районов страны.
Усть-Илимск вошел в историю как город трех ударных комсомольских строек – это ГЭС, ЛПК и сам город. В связи с этим, доля прибывших по призыву ВЛКСМ была здесь особенно велика (более 50%). Высокий уровень социальной активности горожан (который отмечается и сегодня) во многом обусловлен тем, что конкурсный отбор при высокой конкуренции предопределил прибытие на стройки лучших представителей общества. Партийное членство гарантировало относительное благополучие социальной среды. Кроме того, важную роль сыграла господствовавшая в СССР идеология, определившая массовое патриотическое, альтруистическое и романтическое настроение советских людей, испытывающих гордость от причастности к «великому строительству», готовых к преодолению препятствий и полностью уверенных в ожидаемом их «светлом будущем». Так, реальные условия появления новых городов с их молодым, стремящимся к изменению социального статуса населением, повышенным ритмом общественной жизни, а также в целом оптимистичное мировосприятие советских людей оказали существенное воздействие на формирование характерной социокультурной среды в молодом сибирском городе Усть-Илимске и особого менталитета его жителей.
Своеобразный социальный облик Усть-Илимска обусловила и многонациональность состава прибывающих строителей. В строительстве Усть-Илимской ГЭС принимали участие представители 52 национальностей. Новым явлением в развитии комсомольского ударничества стало участие интернациональных отрядов в строительстве Усть-Илимского ЛПК: из Болгарии, Венгрии, Германской Федеративной Республики, Польши, Румынии, Чехословакии. Многонациональность обуславливала быстрый процесс этнической консолидации населения молодого сибирского города, развитие в нем новых, интернациональных традиций в культуре и быту, определила восприимчивость, открытость и богатство культурной среды. Усть-Илимск - город интернациональной дружбы, объединивший тысячи людей из разных стран мира.
Развитие природно-экологического и психологического (эзотерического) туризма на территории Усть-Илимска возможно благодаря живописной природе с сохраненными участками первозданности и уникальным обладающим особой энергетикой природным местам. По желанию туристов может быть предложен любой природный маршрут. Путешествие по Ангаре, отдых на берегах, на островах, у  источников, подъем на скалы, с которых в ясный солнечный день видна голубая дымка, простирающаяся над тайгой. Любители острых ощущений могут провести ночевку у костра, когда, находясь среди суровой бесконечной сибирской тайги, можно увидеть еще и бескрайнее небо над ней, усыпанное звездами, проследить разнообразие красок, состояния природы при смене дня и ночи, ночи и дня. В общении с природой, в созерцании ее, в длительном нахождении в состоянии гармонии человек получает мощное расслабление и отдых. Эмоции его очищаются, и душа наполняется возвышенным состоянием. Именно за этим состоянием и едут сегодня в Сибирь туристы со всего света.

Природа Приилимья
Территория города Усть-Илимска и Усть-Илимского района обладает уникальной, неповторимой природой.

Здесь располагаются три уникальных геологических объекта, имеющих международное экскурсионное значение. Уникальность этих мест подтверждает и то, что они в списке «Семь жемчужин Прибайкалья» занимают первое место:

 

 

Гора Силяхта обозначена на карте Усть-Илимского района как высота 544 метра. Она имеет кольцевую форму и похожа на два соединенных конуса, один выше другого.

 

 

 

Каньон Илимский (или разлом) возник вследствие тектонического движения земной коры. Длина разлома 1300 метров, ширина – 100 и глубина – 110 метров.


 

 

 

Бадарминский разлом - это несколько гигантских параллельных трещин, образовавшихся в земной коре под воздействием тектонических движений.

 

 

 

Места силы
По всему земному шару разбросаны уникальные места, обладающие особой энергетикой. Иногда они локализованы вблизи храмов или других артефактов, иногда вблизи особых объектов природы, являющихся связующими каналами с высшими силами. Их называют святыми местами, местами силы, местами очищения, местами паломничества. Понятие «Место Силы» (на англ. Place of Power) связано с повышенной энергетикой, особой атмосферой местности. В местах силы часто происходят различные аномальные явления, связанные с выходом энергии из Земли. Места Силы являются проводниками тонких материальных энергий.
Места силы притягивают людей. Там можно отвлечься от повседневности, ощутить гармонию с природой, почувствовать и прочувствовать что-то манящее и непонятное, неведомое сознанию. Пребывание в «месте силы» с положительной энергетикой благотворно сказывается на состоянии здоровья человека, придает силу. Отрицательные «места силы» также могут благотворно влиять на некоторые людей, «забирая» отрицательную энергию у человека. Знаменитые места силы - Столовая гора в Африке (около Кейптауна), гора Шаста в США (Калифорния), гора Кайлас (Тибет) и другие притягивают ежегодно сотни тысяч туристов, паломников, людей, идущих по пути совершенства, ясновидящих, целителей, экстрасенсов.
На территории Приилимья есть много «мест силы» разного уровня и значения. Некоторые из них находятся на территории Усть-Илимского района. Это Невон Камень (гора, у подножия которой стоит село Невон); Петрушина поляна (на которой есть целебный источник); скалы Три сестры (расположенные рядом с поселком Карапчанка); Лесной массив «Дерева» в селе Кеуль у переката на реке Ангара; Бадарминский провал (на Усть-Илимском водохранилище, недалеко от устья р. Бадарма); залив Ямный (куда втекает ручей Ямный, и где расположена турбаза в стиле деревянного зодчества); скалы Пять братьев (другие названия - Три брата, Дед, Бородач); Карапчанский залив; озеро Илим; гора Силяхта; Каньон (разлом) Илимский» (название местное, географического названия каньон не имеет); ручей Слияние; хребет Блистательный дракон и курумник Зубы Дракона; озеро Дешембинское (с целебными грязями); гора Иринья (946 метров над уровнем моря); пещеры (на маршруте к скалам Пять братьев и у каньона Илимский); гора Симахинские столбы (у устья реки Илим).
Гора Силяхта необычна. И хотя геологи дают объяснение ее происхождению, все-таки путешественники выдвигают свои версии. Одна из них – это то, что Силяхта – это остатки очень древней пирамиды. Ведь состоит она из камней одинакового размера и имеет конусовидную форму. В горе есть узкие пещеры, в которые не пролезть, а из небольшого отверстия, что в самой макушке горы идет тепло. Примерно 150-200 миллионов лет в местах, где сегодня располагается север Сибири, наблюдалась высокая вулканическая и тектоническая активность. В результате многочисленных разломов, по трещинам магма поднималась на поверхность. Начиная с Юрского периода вся территория Приилимья медленно поднимается все выше над уровнем моря, происходит размыв мягких пород, а прочные – диабазы – остаются возвышаться в виде гор. За вулканическую версию происхождения горы выступает и то, что некоторые камни как - будто оплавлены, а на южном склоне они лежат длинным языком. Словно выбросил вулкан магму один раз, а на второй бросок его не хватило. На этой горе вообще нет растительности, только сухой лишайник белесыми раковинами покрывает камни. С горы просматривается большое пространство Усть-Илимского района. А когда над тайгой появляются снеговые или дождевые тучи, создается впечатление, что человек стоит с ними на одной высоте и как будто парит в воздухе.
Разлом Илимский (или Каньон Илимский) - составная часть Силяхтинского хребта, в который входит гора Силяхта. Уникальнейшее явление, подобного которому нет во всем мире. Разлом виден на снимках со спутника из космоса и сверху он похож на английскую букву S.
Потрясает встреча с этим геологическим явлением, он удивляет и восхищает своей необычностью. А по мере того, как человек спускается по образовавшимся скалам на дно разлома, изменяется состояние природы - на базальтах растут папоротники, мхи и лишайники, которых нет на земле в районе каньона. Дно разлома усыпано огромными глыбами базальтов, часть из которых намного выше человеческого роста. На самом дне разлома находится небольшое озеро, дно которого покрыто тиной, а берега – мхами.

Озеро Илим, запечатленное со спутников, оно похоже с неба на женский лик, нарисованный на Земле. Вблизи озеро выглядит как будто небольшое блюдце диаметром около километра, наполненное чистой, прозрачной водой. Оно проточное. С севера озеро наполняется водой ключа Слияние, вытекающего из-под Силяхтинского хребта. С южной стороны из него вытекает ручей. Версии о происхождении разные – одни говорят, что озеро образовалось в отверстии от падения метеорита. Другие недоумевают, как оно вообще могло появиться среди сибирской тайги. Впечатление, как будто вселенский гигант сделал Земле укол иголкой, и отверстие заполнилось водой. Говорят, что это озеро без дна. Удивительно, что в этом таежном озере очень теплая вода, и ровное, песчаное дно у берега, поэтому те, кому удается забраться в лесную даль, любят в этом озере купаться.

Хребет Блистательный дракон и курумник Зубы Дракона расположены рядом друг с другом. Как геологическое явление они являются составляющими частями Силяхтинского хребта и образовались от движения земной коры. Курумник из камней одинакового размера очень привлекает своей необычностью, загадочностью и отпугивает путешественников своей строгостью и таинственностью.
Скальный останец Пять братьев состоит из отдельных каменных «пальцев». Образован примерно 150-200 миллионов лет назад. Издалека, со стороны моря он похож на большого древнего дракона, лежащего посреди тайги. Примерно в полукилометре от скального останца находится пещера с эзотерическим названием «Долголетие». Пещера «Долголетие» имеет глубину около 30 метров, ее ствол уходит почти вертикально вниз. В ней на разных уровнях есть три грота, размером с комнату.

Скальный останец Симахинские столбы расположены в тайге, недалеко от устья реки Илим. Вертикальные столбы останца кажутся неприступными, однако, инструктор знает горную тропу, по которой группа легко поднимется на самую вершину столбов, откуда открывается захватывающие виды приилимской природы безбрежная тайга, водохранилище и река Илим. Сакральное значение этого места силы уникально – оно наполняет человека жизненной силой – энергией матери Земли.

 

 

Поисково-приключенческий, археологический туризм

Уже не первый год разыскиваются следы боя одного из отрядов адмирала Колчака с красноармейцами, произошедшего на Илимской земле в 1920 году.

Отступление Восточного фронта армии адмирала Колчака на восток зимой 1920 года историки официально назвали Великим сибирским ледяным походом. Отступая параллельно Транссибу, Белая армия давала бои и несла огромные потери. 3-я Северная колонна под руководством полковника Александра Камбалина отступала по Енисею, Ангаре и Илиму. Есть данные о том, что в районе деревни Тушама (35-40 км от города Усть-Илимска) отряд вступил в сражение с красноармейцами. Его следы и пытаются найти усть-илимские энтузиасты. В марте 1920 года отряд полковника Камбалина добрался до Читы и в итоге оказался единственной частью из состава всей 1-й Сибирской армии, которой все же удалось дойти до Забайкалья.
Неизвестные до недавнего времени данные о тех событиях стали доступны усть-илимским поисковикам благодаря ученым, живущим и работающим в самых разных уголках России. Некоторой ценной информацией поделился историк из Санкт-Петербурга Максим Нестеренко, потом появился историк из Барнаула Андрей Краснощеков, который занимается изучением боевого пути 3-го Барнаульского полка с момента его образования. К историкам присоединились двое представителей Клуба военной реконструкции из Новосибирска, которые подтвердили имеющиеся данные о движении отряда.
При помощи специального оборудования были найдены охотничьи и винтовочные гильзы «Кайнокъ», ствол от охотничьего ружья периода Гражданской войны, курки от кремниевых пистолетов, детали конской упряжи, кокарда царских времен. Некоторые находки тех лежат прямо на земле - к примеру, кованые ржавые гвозди. В основном же элементы и детали обнаруживаются на глубине 15-50 см. Наши земляки знают еще об одном интересном и, пожалуй, самом таинственном факте, связанном с личностью адмирала. Известно, что Северная колонна везла с собой золото Колчака, то самое, которое сегодня где только не ищут. Согласно описаниям в мемуарах, отряд перевозил три ящика золота, к тому же у военных была полковая касса в 11 млн. бумажных денег, которые тратили на расчеты с населением за предоставляемые продукты и товары первой необходимости.
Впрочем, поисковики пока не достигли задуманного - они не нашли локального скопления гильз и патронов, что позволило бы определить место сражения. А это значит, что поиски будут продолжаться. Устьилимцы обследуют острова вблизи бывшей деревни Тушамы. Дело в том, что в мемуарах Камбалина упоминается: «...около села Тушамского красные заняли для обороны деревню на острове посреди Ангары...». Однако в действительности деревни на острове напротив Тушамы никогда не было. Там есть острова, но люди на них не селились, предпочитая строиться на берегу Ангары, чуть ниже по течению. Это несоответствие несколько запутало любителей поисковых работ. Между тем Сергей Корастелев и его соратники расширяют территорию обследования и продолжают поиски на островах, как описано в документах.

Другое интересное явление – Тунгусский метеорит. Есть мнение, что он упал в окрестностях Усть-Илимского района. В районе Тунгуски сначала видели вспышку, потом услышали звук от взрыва. В Усть-Илимском районе звук и вспышка были одновременны, т.е. эпицентр был ближе к нам.



Организация путешествия к месту падения Тунгусского метеорита

Маршрут Усть-Илимск – Ванавара (Эвенкия) – место падения Тунгусского метеорита.

 

 

 

 

 

 

В городе Усть-Илимске и Усть-Илимском районе имеются условия для развития таких видов туризма как: лечебно-оздоровительный, событийный, деловой, экстремальный, спортивный, этнографический, с элементами охоты, рыболовства, сбора грибов и ягод и и других. Для полноценного развития туризма на территории города Усть-Илимска требуется улучшение транспортной инфраструктуры, в частности, обеспечение прямого железнодорожного маршрута Москва-Усть-Илимск, строительство автомобильной дороги Усть-Илимск – Ванавара, строительство (восстановление) Усть-Илимского аэропорта.

Поиск материалов сайта