Информация для потребителей

Защита прав потребителей в сфере онлайн-образования

Пандемия существенным образом изменила привычный способ получения знаний. Организации переходили на удаленный формат работы, учебные заведения на дистанционное обучение, люди стали активнее получать новые профессиональные навыки в Интернете. Появилось множество онлайн-курсов, увеличилось разнообразие программ обучения. Получение образования онлайн стало актуальным. При этом качество онлайн-курсов оставляет желать лучшего. Важно помнить, что получение образования дистанционно должно происходить без потери качества и ценности информации.

На что обратить внимание при приобретении онлайн-курса и как вернуть деньги за онлайн-обучение
На сайте должна быть размещена вся правовая информация о владельце сайта, авторе курса в полном объеме. Данная информация должна содержаться в Пользовательском соглашении и Договоре оферты.
При приобретении онлайн-курса в Интернете следует обратить на следующую информацию:
1. Проверить сайт, на котором размещена информация о продаже онлайн-курса. На сайте должна быть следующая информация:
  • Наименование организации, реализующей онлайн-обучение (ИП ли ООО), данные о физическом лице, плательщике НПД;
  • Место нахождения организации, контактные данные;
  • Информация о режиме работы.
2. Проверить юридическую чистоту онлайн-школы. На сайте Федеральной налоговой службы можно проверить информацию о ИП, ООО, и в случае необходимости запросить выписку ЕГРЮЛ/ЕГРИП. Если компания прекратила свое существование, это будет указано в выписке. Если это физическое лицо, плательщик НПД (самозанятый), информацию о нем, также можно проверить на сайте Федеральной налоговой службы. Кроме того, рекомендуется проверить есть ли у онлайн-школы судебные производства в картотеке арбитражных дел. Если есть, то это тревожный «звонок», и в данном случае лучше воздержаться от покупки.
3. Уточнить вопрос оплаты онлайн-обучения и возврата денежных средств. Будет уместным проверить, как происходит оплата - напрямую на сайте или через платежную систему. Нежелательно оплачивать онлайн-курс на карту физического лица, поскольку в дальнейшем сложно будет найти конкретное лицо и предъявить претензию. Платеж должен быть зафиксирован для того, чтобы в дальнейшем вам был направлен чек об оплате любым способом, с помощью электронных и иных технических средств.
4. Проверить отзывы и рекомендации.

Законодательство о защите прав потребителей в сфере онлайн-образования.
Важно знать, что потребитель, который приобретает образовательные услуги в Интернете, вправе отказаться от исполнения договора в любое время, как до начала исполнения услуги, так и в процессе ее оказания.
Право на односторонний отказ от исполнения договора возмездного оказания услуг установлено ст. 782 ГК РФ, и оно не может быть ограничено соглашением сторон.
Статьей 32 Закона РФ «О защите прав потребителей» также предусмотрено, что потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.
Причины, по которым потребитель может отказаться от онлайн-обучения, могут быть разными: несоответствие обучения изначально заявленной программе, низкий уровень качества материала, низкий уровень исполнения обязанностей преподавателя, использование в программе обучения устаревших материалов, услуга предоставляется не тем лицом, которое указано в договоре и т.д. К фактическим расходам будут относится только те расходы, которые связаны с оказанием услуг по обучению в отношении конкретного пользователя и понесены до отказа от договора. Это могут быть: банковская комиссия, создание платной учетной записи, а также иные расходы, понесенные в целях организации обучения в интересах потребителя.

Порядок возврата денег за онлайн-курс
1. Написать претензию на имя продавца онлайн-курса. В претензии указать требование о расторжении договора и возврате денежных средств, а также причины, по которым необходимо вернуть деньги, и реквизиты банковского счета получателя, на который следует перечислить денежные средства.
2. Направить претензию. Обращение может быть направлено Почтой России, либо на электронный адрес, в том числе на официальном сайте владельца-организатора курсов по онлайн-обучению. Продавец должен отреагировать в течение 10 дней письменно. При этом устные ответы об отказе в возврате денежных средств не признаются надлежащим исполнением требований действующего законодательства.
3. Если претензионные требования не удовлетворили, то потребитель вправе подать исковое заявление в суд. В исковом заявлении необходимо заявить о взыскании:
 • денежной суммы за не оказанные по договору онлайн-курсов услуги;
 • неустойки за несвоевременный возврат денежных средств;
 • штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя (в размере 50 % от присужденной судом суммы);
 • компенсации морального вреда;
 • судебные расходы (расходы на почтовую корреспонденцию; расходы на юридическую помощь и т.д.).

Важно. При подаче иска в рамках защиты прав потребителей госпошлина не оплачивается. Согласно подп. 4 п. 2 и п. 3 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются истцы по искам о защите прав потребителей, если цена иска не превышает 1 000 000 руб., а сам иск можно подать в суд по месту своего жительства (абз. 3 пункта 2 ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
Необходимо понимать, что рынок онлайн-образования в России растет. При этом увеличивается не только разнообразие программ, но и средний чек за образовательные услуги. Низкое качество образовательных онлайн-продуктов - одна из главных проблем современного онлайн-образования. Так как вхождение на рынок онлайн-образования требует относительно небольших финансовых вложений, то в эту сферу приходит много людей, единственной целью которых является зарабатывание денег. В связи с чем потребителю часто достаточно сложно определить, где можно получить достойное онлайн-образование, а где будут потрачены деньги на ветер.

Консультационный центр по защите прав потребителей
«ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области»
с использованием материалов сайта:https://sudact.ru

Поиск материалов сайта