Новости ПФР

Электронные трудовые книжки. Представление отчетности в ПФР. Вопросы-ответы

Пенсионный фонд РФ информирует, что с 1 января 2020 года вступили в силу Федеральные законы:

  • от 16.12.2019 № 439-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования и ведения сведений о трудовой деятельности работника в электронном виде»;
  • от 16.12.2019 № 436-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Индивидуальные лицевые счета граждан дополнены новым разделом «Сведения о трудовой деятельности», содержащим сведения о приеме, увольнении, переводе работника, наименовании должности (профессии), а также основаниях кадрового мероприятия (дата и номер приказа).
Для работодателей установлена обязанность представлять в Пенсионный фонд России сведения о трудовой деятельности при наличии случаев:
1. ежемесячно не позднее 15 числа:

  • Подачи работниками заявления о продолжении ведения трудовой книжки либо о предоставлении страхователем сведений о трудовой деятельности;
  • Переводов на другую постоянную работу;

2. не позднее рабочего дня, следующего за днем издания соответствующего приказа или распоряжения:

  • Увольнения;
  • Приема на работу.

Внимание: при представлении сведений о зарегистрированном лице впервые - одновременно указываются сведения о трудовой деятельности по состоянию на 1 января 2020 года.

Когда сотрудники должны направить работодателю заявление о выборе варианта ведения трудовой книжки?
Письменное заявление о продолжении ведения бумажной трудовой книжки или о переходе на ее электронный формат сотрудники должны направить своему работодателю до 31 декабря 2020 года включительно (ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 16.12.2019 № 439-ФЗ).
При этом работодатель должен письменно уведомить всех работников о переходе на электронные трудовые книжки, хотя законодательство прямо не устанавливает такого требования. Минтруд в письме от 12.08.2020 № 14-2/ООГ-12933 пояснил, что заявление о выбранном способе ведения трудовой книжки подается работником после выдачи работодателем соответствующего уведомления. Это позволит избежать возможных претензий к работодателю, как со стороны самих работников, так и со стороны проверяющих ГИТ.
Если работники не представят такого заявления, работодатель обязан дальше вести и хранить их бумажные трудовые книжки (ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 16.12.2019 № 439-ФЗ).

Что будет работодателю, который не уведомит работников о переходе на электронные трудовые книжки?
Отдельного штрафа для работодателей, не уведомивших работников о переходе на электронные трудовые книжки, законодательство не предусматривает. Однако отсутствие письменного уведомления может повлечь привлечение работодателя к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение трудового законодательства и трудовых прав сотрудников.
Штрафы за данное нарушение назначаются в размере от 1 000 до 5 000 рублей для должностных лиц организаций и ИП и от 30 000 до 50 000 рублей – для организаций. Повторное нарушение грозит должностным лицам организаций и ИП штрафами в размере от 10 000 до 20 000 рублей, а организациям - от 50 000 до 70 000 рублей. Кроме того, должностные лица организации, ответственные за уведомление работников, могут быть дисквалифицированы на срок от 1 года до 3 лет.

Вправе ли работник в 2021 году изменить форму ведения трудовой книжки и перейти на ее электронный вариант?
Да, законодательство предусматривает такую возможность. Если работник в 2020 году заявил о продолжении ведения бумажной трудовой книжки, то он имеет право затем передумать и подать работодателю письменное заявление о переходе на электронную трудовую книжку (ч. 5 ст. 2 Федерального закона от 16.12.2019 № 439-ФЗ). Сделать это можно в любое время.

Какие неблагоприятные последствия ожидают сотрудников, которые не заявят о выборе варианта ведения трудовой книжки?
Работникам, которые до конца 2020 года не заявят о выборе формы трудовой книжки, работодатели продолжат вести бумажные трудовые книжки наряду с подачей в ПФР сведений по форме СЗВ-ТД. Но это касается только тех работодателей, с которыми сотрудники состояли в трудовых отношениях в период 2020 года.
При трудоустройстве к новому работодателю после 31 декабря 2020 года сотрудники, не подавшие соответствующего заявления, не смогут рассчитывать на сохранение бумажной трудовой книжки. Сведения об их трудовой деятельности будут вестись новыми работодателями уже в электронной форме (письмо Минтруда от 10.02.2020 № 14-2/В-136).
Отказаться от бумажной книжки работник будет вправе как в 2021 году, так и в последующие периоды.

Телефоны Управления ПФР в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе для консультаций по вопросам представления отчетности в ПФР: 90415, 90418, 90419.

Поиск информации


                                                
                                                

@Администрация города Усть-Илимска
666683 Иркутская область, г. Усть-Илимск, ул. Героев Труда, 38
8(39535)98225
office@ust-ilimsk.ru
При использовании материалов, размещенных на официальном сайте Администрации города Усть-Илимска, ссылка на источник обязательна!