Главная Культура Перелистали летопись исторических дат

Перелистали летопись исторических дат

Написать письмо Печать

5 декабря 1962 года десант первопроходцев, возглавляемый Иннокентием Перетолчиным, поднял над Толстым мысом красный флаг. Так было ознаменовано начало строительства Усть-Илимской гидроэлектростанции. В день 55-летия со дня прибытия на Усть-Илим отряда первопроходцев в Краеведческом музее прошла встреча первостроителей, ветеранов города, водителей-трассовиков, ветеранов Ангарской экспедиции.

Гости собрались, чтобы у новой музейной экспозиции еще раз перелистать летопись исторических событий и дат, еще раз пройти по этапам строительства легендарной автодороги Братск – Усть-Илимск. Одним из инициаторов встречи выступил И.П.Демьяник, который стал консультантом при подготовке музейщиками раздела экспозиции по строительству трассы.
Задолго до того, как к Толстому мысу пришли первые строители, в Невоне начала работать изыскательская партия Ангарской экспедиции. Геологи, геодезисты, буровики вели изыскания на обширной территории – от Ершово до Невона и Кеуля. Работали в любой мороз, по непролазной грязи, через тайгу, порой на себе тащили трубы, патрубки, на лошадях передвигали буровые станки. Было о чём вспомнить пришедшим на праздник геологам С. Олейниковой, Г.Пашаевой, К. Фархиевой, Э. Мельниковой, Л. Дюренковой, которые молодыми девчонками приехали в Сибирь, на стройку. Начало шестидесятых годов осталось в их памяти самыми яркими событиями. Именно тогда, летом 1963 года девчата из ангарской экспедиции встречали приехавшую с концертом бригаду столичных артистов. В её составе были композитор Александра Пахмутова, поэт Николай Добронравов, исполнители Иосиф Кобзон и Виктор Кохно.
Работы у Толстого мыса еще не начались, а из Братска уже тянули просеку автодороги. Её неслучайно называли «трассой мужества». На протяжении 250 километров строителям пришлось преодолеть более 50 рек и ручьёв, вывезти около шести миллионов кубометров земельно-скальных пород, убрать тысячи кубометров леса. Трассу строили сразу три СМУ: одно было из Братска, другое расположилось в Седаново и вело магистраль как в сторону Братска, так и в сторону Усть-Илима, третье базировалось в Эдучанке и прокладывало дорогу от 130-го до 250-го километра. За лесорубами двигались бульдозеры, оставляя после себя просеку шириной 60 километров. Коллектив АТУ-8 начал работу на трассе с восьмого километра. Всю трассу прошли водители И. Месникович, Н.Баев, А.Какаев, В.Ульковский, Н. Тушинский, С.Хлупин, И.Калистратов, Н.Басов, Г. Джалияшвили, Н. Кириллов. Вместе с родителями шли по трассе и их дети. Так вместе с отцом Иваном Павловичем Демьяником проехала в кабине его МАЗа по трассе его дочь - Татьяна, Татьяна Ивановна Волкова, которая сегодня возглавляет школу искусств №2. Среди трассовиков, водителей АТУ-8 было немало ветеранов Великой Отечественной войны. На торжественной встрече присутствовали бульдозерист Николай Яковлевич Пурисов, ныне Почётный гражданин города Усть-Илимска, водитель Сергей Иванович Саранин.
В июне 1966 года от Братска к будущей Усть-Илимской ГЭС был дан сквозной проезд. Это стало важным этапом развития для всего молодого посёлка, где уже работали школы, больницы и дом культуры.
В декабре 2017 года трассовики отмечают 55-летие начала строительства легендарной автодороги. С этим историческим событием гостей поздравили мэр города В.К.Тулубаев, депутат Законодательного собрания Иркутской области А.А.Дубас, заместитель начальника управления культуры О.Н.Полунина. Олеся Николаевна отметила, что, вступая в юбилейный для города год, Управление культуры объявляет конкурс «Легенды Усть-Илимска», поучаствовать в котором может любой житель города - написать свою легенду, которая станет новой страничкой истории города.
На встречу ветеранов города пришли представители молодого поколения. Первостроителей приветствовали учащиеся лесотехнического техникума. Представители отдела по делам молодёжи передали музею капсулу с письмом, адресованным жителям города, которые будут отмечать шестидесятилетие Усть-Илимска в 2033 году.

Елена Труфанова

 
Баннер




Яндекс.Метрика