Главная Культура История требует справедливости

История требует справедливости

Написать письмо Печать

Память о летчиках трассы «Аляска-Сибирь» должна быть увековечена. 70 лет минуло с тех пор, как весь мир узнал о победе советского народа над фашизмом. Годы идут, но в истории Великой Отечественно войны по-прежнему остается еще много белых пятен, неизведанных страниц, безымянных героев. Одной из таких малоизученных страниц остаётся история секретной воздушной трассы мужества "Аляска-Сибирь", по которой в годы Второй мировой войны советские летчики, рискуя жизнью, перегоняли истребители и бомбардировщики, поставляемые по ленд-лизу из США в СССР.


Эта секретная трасса, утвержденная в октябре 1941 года самим И.Сталиным, проходила по трудному маршруту: с американской военной авиабазы близ города Фербенкс через Берингов пролив, Чукотку, Якутию, Сибирь, до Красноярска. Один из последних участков маршрута проходил по северу Иркутской области – через Киренск и Нижнеудинск.

Американцы, зная о сложностях маршрута, говорили, что летать по нему могут либо сумасшедшие и самоубийцы, либо русские.

Тысячи пилотов, бортрадистов и механиков работали в невыносимых условиях Крайнего Севера, летали над самыми опасными районами планеты, включая зону вечной мерзлоты. Северный морской путь осложнялся полярными ночами, нехваткой кислорода, отсутствием аэродромов и посадочных площадок. Несмотря на все трудности, за период с 1942 года по 1945 год было перегнано почти 8000 самолетов, которые были необходимы фронту, и перевезены тонны ценных грузов.

Среди перегонщиков самолетов были только советские летчики. За три года их погибло 115 человек. Оставшиеся в живых позже говорили, что по всему маршруту трассы «Аляска - Сибирь» через каждые 100 километров можно ставить памятники. Но до сих пор имена многих перегонщиков так и остаются не увековеченными.

Иркутская земля хранит в себе память о семи экипажах, которые погибли на маршруте АлСиба с 1942 по 1945 годы. Чаще всего причинами авиационных катастроф были плохие погодные условия и неисправности самолётов. И не всегда семьи погибших летчиков могли точно знать, где они похоронены. Нередко останки экипажей так и не находили в глухой тайге, в непролазных болотах или на склонах заснеженных якутских гор. Поэтому в извещениях о смерти писали: «Пропал без вести». Но не только эти безликие и холодные слова были для родных летчиков большой трагедией, а и то, что еще много лет после войны летчиков – перегонщиков, ежедневно рискующих жизнью на секретной трассе «Аляска – Сибирь», не только не признавали героями, но их долго не признавали ветеранами Великой Отечественной войны.

История требует справедливости! Историкам, краеведам Иркутской области на основании журналов учета безвозвратных потерь личного состава пятого и четвертого перегоночных авиаполков удалось установить имена погибших летчиков и даже в некоторых случаях установить места их захоронения. Но в большинстве могилы перегонщиков так и не найдены, и более того очень приблизительно известны места их гибели. Так, к примеру, известно, что 24 октября 1943 года при перегоне из Киренска в Красноярск в районе Нижнеилимска ( сегодня город Железногорск-Илимский), где находился запасной аэродром, пропал без вести самолет Р-39 № 220519, пилотируемый заместителем командира авиаэскадрильи пятого перегоночного авиаполка, капитаном Григорием Петровичем Чуйко. Точное место падения самолёта не установлено до сих пор. Есть два предположения: первое - в районе Нижнеилимска и второе - где-то в 70-80-ти километрах южнее трассы, где нет населенных пунктов. Кстати, это отсутствие по трассе деревень, труднодоступность и труднопроходимость местности были зачастую причинами, из-за которых места авиакатастроф так и не были установлены. Более того, по этой же причине нередко погибали летчики, которым удавалось выжить при крушении, но их не могли своевременно обнаружить и вывезти.

Что касается капитана Григория Чуйко, то его жене Чуйко Любови Ильиничне в город Баку было направлено извещение, где было сказано, что её муж пропал без вести. Где покоятся останки летчика неизвестно до сих пор. И до сих пор в память о летчике нет на земле даже маленького обелиска.

В 2007 году учащиеся Усть-Илимского экспериментального лицея под руководством преподавателя истории Виктора Александровича Голощапова по предложению ветерана войны, одного из строителей аэродрома Виталия Павловича Перфильева занялись поисками возможных свидетелей этой давней истории. Но, к сожалению, людей что-либо знающих о гибели самолёта капитана Чуйко, не нашлось. Правда, ребятам удалось найти свидетелей строительства запасного Нижнеилимского аэродрома. В те годы они были еще подростками, однако принимали активное участие в строительных работах и помнят, как на маленьком аэродроме приземлялись военные самолеты американского производства, помнят, что известия о гибели самолётов приходили часто. Возможно, что среди этих печальных сообщений было и сообщение о гибели «аэрокобры» Чуйкова, одного из многих советских летчиков-перегонщиков, чья могила так и осталась затерянной в сибирских лесах.

В канун 70-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне учащиеся школы №15 во главе с директором В.А. Голощаповым выступили с инициативой увековечить имя летчика, погибшего над нашей Илимской землёй. Это предложение поддержал коллектив краеведческого музея. Виктор Александрович озвучил его на встрече ветеранов Великой Отечественной войны 2 февраля, на которой присутствовали мэр города В.С.Ташкинов, председатель городской думы В.В. Перетолчин. Кстати, последний еще школьником принимал участие в поисковых работах по этой теме и знает историю летчика Чуйко не понаслышке. Мэр города В.С.Ташкинов тоже оказался в курсе истории «АлСиба». На встрече ветеранов он рассказал, что администрация города планирует к юбилею Победы создать аллею Боевой и Трудовой славы. Возможно, там найдется место для увековечивания памяти летчика Г.П. Чуйко.

Краеведческий музей просит всех, кто что-то знает об истории летчиков-перегонщиках трассы «Аляска-Сибирь», поделиться своими воспоминаниями. Это будет бесценный материал, который может пополнить наши знания об истории Великой Отечественной войны и станет новым разделом музейной экспозиции по военной тематике.

Елена Труфанова, методист музея.

 

 
Баннер




Яндекс.Метрика