Главная История История Илимского края
Написать письмо Печать

ИСТОРИЯ ИЛИМСКОГО КРАЯ

На Ангаре, Байкале и в Забайкалье русские закрепились к середине XVII в. В одной из летописей сохранилось имя первого землепроходца - казака Пенды, который в 1618 г. совершил с товарищами удивительный переход по самым малодоступным местам Прибайкалья. Спустившись вниз по Ангаре, он преодолел все ее страшные пороги - самыми опасными считались Шаманский (Ершовский) и Падунский - и благополучно прибыл в Енисейск, откуда начал свое путешествие. К 1632 г. русские уже знали путь по Илиму и вниз по Лене до современного Якутска. К середине 17 столетия они прошли вверх по Ангаре до ее истоков, а в 1649 - 1663 гг. Е.П.Хабаров предпринял поход от Илимска на Амур.В результате этих исследований были получены первые сведения о природных условиях, населении и возможных путях сообщения. Самые крупные поселения на сегодняшней территории Иркутской области были основаны в ХVII веке. Так, Илимск был заложен в 1630 г., а к 1649 г. стал центром всего Илимского воеводства, осуществлявшего государственное руководство по Ангаре, Илиму и Лене. В 1631 г. отряд служилых людей под командой Максима Перфильева основал на берегу у Падунского порога острог (крепость), назвав его Братском - по имени живших там бурятских племен. 1661 - год основания Иркутска. Что представлял собой Илимск того времени?

После того, как первый небольшой деревянный острог, поставленный в 1647 г., был уничтожен пожаром, к 1669 г. силами служилых людей закладывается новая крепость, гораздо больших размеров, с основными сооружениями внутри: воеводский двор, церковь во имя Спаса, съезжая изба, соболиный амбар и др.. Ниже и выше острога раскинулся посад с домами служилых и торговых людей, казаков и промысловиков. Там располагались 103 двора, поварня, пивные избы, кабацкий двор, 8 лавок, казенная мельница. На два километра вдоль реки протянулся Илимск. Восемь башен охраняли острог, верхний и нижний посады. Место для Илимского острога было выбрано ровное, на нижней террасе правого берега реки, под прикрытием холмов, поросших лесом. Здесь же, под рукой, были удобные для сельского хозяйства плодородные земли. Благодаря интенсивному освоению хлебородной пашни, Илимское воеводство быстро превратилось в обширную земледельческую базу снабжения продовольствием Прибайкалья и Якутии, центром по распространению пашенного дела в Восточной Сибири, оживленным торгово-промысловым пунктом.

Крупный отечественный ученый и исследователь Сибири В.Н. Шерстобаев в своем известном труде "Илимская пашня" пишет: "Не поиски пушнины, не разведка серебра и золота, не промысловая, торговая или промышленная колонизация, а сельскохозяйственное освоение земель по Енисею, Ангаре, Илиму, Лене явилось стержнем экономического развития края". Истинными первопроходцами Прибайкалья и Приангарья, как утверждали Шерстобаев и другие известные ученые, были не казаки и воеводы, а пашенные крестьяне. Они покоряли новые земли не мечом, а трудами своими, осваивая громадные пространства, раскорчевывая куски тайги, отвоевывая у нее плодородные пашни.

Когда в начале XVII в. русские пришли на илимские земли, они застали племена местных жителей на стадии первобытного развития. Но в отличии от более цивилизованных европейцев, они никогда не применяли на своих полях дешевый труд коренного населения, как это было при колонизации Африки, Азии и Латинской Америки. Русское православие проповедовало аскетизм и духовность, призывало к согласию и миролюбию. Все сибиряки жили мирно, как добрые соседи. Народности Приангарья восприняли земледельческую культуру русского крестьянства, а те, в свою очередь, многое заимствовали у кочевников-аборигенов: например, изготовление таежной мужской одежды, женских костюмов и украшений.

Первые русские деревни на территории нашего района появились в конце века. В.Н.Шерстобоев свидетельствует, что "несколько человек было устроено в 1671 г. на Ангаре, выше устья реки Илим". Селения Бадарминское, Невонская, Ушамская и Кеульская - так назывались наши села, были основаны в 16887 г., а Тубинская и Карапчанская впервые упоминаются в документах Илимского воеводства в 1699 г. Для всех деревень, расположенных по берегам Ангары, характерна общая черта: они размещались на участках, удобных для землепашества, рыбной ловли и защищенных от ветров и снежных заносов. Но при этом они не прятались в распадках и падях между гор, которых так много в Приангарье, а выходили на открытые места, хорошо видимые издалека.

Расстояние между селениями на Ангаре определялось размерами пашенных угодий. Для размещения поселков сторона реки не имела особого значения - главное, чтобы солнечного света побольше. Во многих ангарских деревнях и сегодня можно увидеть старинные дворы сто-, двухсот- и даже трехсотлетней давности, а также более современные постройки, восходящие по планировочным приемам к тем отдаленным временам. Дома на Ангаре и Илиме рубили из сосны. В условиях Сибири она хорошо держит тепло, постройки из нее стоят столетиями, не подвергаясь разрушению. Диаметр бревен для строительства домов выбирался от 28 до 30 см. В ангарских селах выработался свой тип жилья. Прообразом послужили избы северных районов страны, но со значительными изменениями. Здесь постепенно сформировалась крестьянская усадьба замкнутого типа, обустроенная по периметру амбарами и сараями. В центре этого закрытого с четырех сторон пространства стояла изба, как бы разделявшая двор на две половины: "чистый" и "хозяйственный" дворы. Поэтому практически во всех домах были сквозные двери и можно было выйти на две параллельные улицы.

Все 3 села и деревни от г.Братска до створа Усть-Илимской ГЭС оказались к 1975 году на дне Усть-Илимского водохранилища или были перенесены на незатопляемые участки. Чтобы сохранить для истории деревянное зодчество Приангарья, некоторые избы с хозяйственными постройками из Подъеланки, Седаново, Воробьево и других деревень доставили в "Тальцы" - музей народного зодчества под открытым небом. В связи со строительством Богучанской ГЭС последние старинные дома в с. Невон, Кеуль, Тушама и других селах уйдут под воду. Но традиции народного зодчества передаются по наследству. И хотя новые дома в современных ангарских селах строят попроще, некоторые планировочные приемы сохраняются. Дома часто ставят на фундамент из лиственничных столбов, громадные, до пяти метров высотой амбары с сеновалом в верхней части, наводят на мысль о неистребимой крестьянской основательности и сибирском размахе. Потомки первых русских первопроходцев хотят, вопреки всем социальным и экономическим потрясениям, жить на земле своих предков долго и в достатке - тайга накормит, Ангара рядом...

Обновлено 28.09.2010 13:15  
Баннер